Перед проектировщиками установок экспозиционного освещения ставится целый комплекс задач.

Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности – форму, цвет, фактуру, материал, а с другой, учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, резкие контрасты.

Во-вторых нужно при этом позаботиться о сохранности экспонатов, потому что свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества подвергаются риску распада, меняется химический состав красок. Поскольку презентация картины или скульптуры требует достаточно сильной освещенности, в то время как сохранность экспонатов обеспечивается при ее низком уровне, музейное освещение – это всегда компромисс.

Сохранность экспонатов гарантируется нормами освещенности. Для каждого типа экспонатов установлены свои уровни освещенности: так, например, для ткани, газетной бумаги и акварели она не должна превышать 50 Лк, для масленой живописи – 150 Лк, а для драгоценных металлов и камней – 500 Лк. Кроме того, требуется исключить или свести к минимуму присутствие агрессивных ультрафиолетового и инфракрасного излучений: первое оказывает прямое разрушительное действие, второе косвенно способствует старению материалов.

Соблюдение норм отслеживается на всех уровнях и во всех странах, но при этом их воплощение в жизни часто оказывается достаточно сложным. Например, для акварели нормируется освещенность 50 Лк, однако при таком свете не возможно различить тонкие переливы красок и цветовые нюансы. Тем не менее выход из положения все такие есть – общий темный фон. Глаз адаптируется к темноте и 50 Лк становится достаточно.

Обычно используют светильники с ГЛН лампами, т.к они имеют хорошую цветопередачу; стабильный и яркий свет, не меняющийся в течение срока службы, отсутствие нагрева, при условии расстояния между источником и экспонатом не менее 1 м и конечно не пропускают УФ излучение). В основном применяются светильники на шинопроводе, но также могут использоваться и встроенные светильники в потолок. При освещении картин используются специальные шторки для того, чтобы свет падал ровно на картину.